Кризис в Европе: дерзкая заявка фон дер Лейена на новые державы
Президент комиссии должен преодолеть горькие разногласия по поводу плана ЕС по восстановлению экономики

Урсула фон дер Лейен выступила с резким посланием комиссарам ЕС в четверг вечером на их первой личной встрече за многие недели. Она рассказала своим социально удаленным коллегам, что у них была возможность составить жизнеспособный план реконструкции европейской экономики, разрушенной кризисом коронавируса. Но у них было мало драгоценного времени в их распоряжении и только один шанс сделать это правильно.

Одна важная деталь была явно отсутствующей в частной презентации президента комиссии в комнате без окон в здании Берлаймонта в Брюсселе: чрезвычайно спорный вопрос о размере фонда восстановления, который она вскоре предложит.

Г-жа фон дер Лайен планирует смелую заявку на новые державы, поскольку она стремится поставить свой институт в центр усилий по возрождению европейской экономики, прося государства-члены о беспрецедентной широте сбора средств на рынках. Но бывшая германская министр обороны сталкивается с серьезным испытанием ее короткого президентства, поскольку она пытается преодолеть горькие расколы в ЕС из-за плана.

Правительства стран Южной Европы настаивают на том, чтобы ЕС получил новую огневую мощь на сумму свыше 1,5 трлн евро для преодоления кризиса. Но страны на севере скептически относятся к таким грандиозным амбициям.

После звонков с более чем 20 лидерами в выходные г-жа фон дер Лайен определила предполагаемую «зону посадки» для размера фонда восстановления - или «инструмент» на языке ЕС - представитель комиссии, знакомый с переговорами, сказал FT на Воскресный вечер.

В то время как ранние утечки предполагали, что комиссия займёт около 320 млрд. Евро для финансирования инструмента восстановления, чиновник сказал, что эта цифра будет «значительно больше», поскольку большая часть финансирования будет распределяться в форме грантов, а не займов.

«Это совершенно новая конструкция, которую мы создаем - она ​​имеет огромное значение», - говорит г-жа фон дер Лайен в интервью FT. «До последнего заседания Европейского совета [в апреле], когда нам было поручено это, не было ничего такого, что могло бы дать ответ, принимая во внимание все противоположные взгляды».

Даже после десятилетия, в течение которого ЕС переходил от одного кризиса к другому, от угрозы Grexit к реальности Brexit, решения, которые должны быть приняты в ближайшие недели, станут определяющим моментом для европейского проекта.

Кризис коронавируса усугубил экономические и политические разногласия между севером и югом, которые давно угрожают расколоть ЕС. В частности, настроения в Италии резко изменились за последние три месяца, и даже некоторые сильно проевропейские голоса ставят под сомнение долгосрочное будущее страны в ЕС.

В соответствии с планами г-жи фон дер Лейен по восстановлению Европы от спада, вызванного коронавирусом, который должен будет найти поддержку среди всех 27 государств-членов ЕС, комиссии будет разрешено выпустить сотни миллиардов евро долга для создания фонда восстановления. Цель состоит в том, чтобы стимулировать рост в странах, чьи государственные финансы были разрушены в результате кризиса.

Для президента комиссии непросто смириться с предложением, которое не было бы сразу же отвергнуто крупными европейскими лидерами - особенно после неопределенного начала, во время которого ЕС обвинили в неспособности быстро понять чудовищность кризиса ,

Г-жа фон дер Лейен, вступившая в должность 1 декабря, изо всех сил пыталась подавить разногласия между своими комиссарами, в то время как некоторые чиновники утверждают, что ей и ее небольшому и сплоченному кругу ключевых советников было трудно справиться со сложной бюрократической процедурой. машина у нее рулит.

«Выполнение этого плана восстановления станет моментом истины для этой Европейской комиссии - моментом, когда она определит ее судьбу», - говорит Паскаль Лами, бывший глава Всемирной торговой организации, который был главой кабинета при Жаке Делоре, когда он возглавлял Комиссия с 1985 по 1995 годы. «Они говорят об исключительном разрешении ЕС заимствовать и управлять дефицитом для финансирования восстановления. Это действительно будет пересекать Рубикон для государств-членов ».

Фискальное вмешательство

После того, как в марте разразился кризис, характер общего экономического реагирования Европы стал темой гневных обвинений среди государств-членов. Южные государства, включая Италию, обвинили Германию и ее союзников в том, что они не проявили достаточной солидарности. Между тем, скромные штаты на севере раздражены призывом к крупномасштабному выпуску общего долга.

Доходность суверенных облигаций находится под контролем Европейского центрального банка, который планирует приобрести в этом году около 900 млрд евро дополнительных облигаций, и министры договорились о пакете мер по чрезвычайной помощи на 540 млрд евро, включая потенциальные кредитные 

линии от Европейской стабильности Механизм.

Но Кристина Лагард, президент центрального банка, настаивает на том, что ответ на кризис не может зависеть только от монетарной политики. Весьма спорным решение о политике ЕЦБ конституционным судом Германии поднял новые вопросы о перспективах денежно-кредитной политики и усиленных требований для убедительности финансового ответа со стороны государств-членов.

Паоло Джентилони, еврокомиссар по экономике, заявил FT, что он опасается, что кризис может усугубить экономическую дивергенцию в блоке, учитывая разную фискальную огневую мощь, доступную для разных стран-членов.

«Этот общий кризис может иметь все более неравные последствия, и это создает риски для равных условий в государствах-членах и для экономической конвергенции, особенно в зоне евро», - говорит г-н Джентилони. «Комиссию просят сделать предложение, способное соединить различные позиции и достичь консенсуса - что легко сказать, но не очень легко достичь».

На саммите в конце апреля европейские лидеры согласились с тем, что вместо создания специального фонда для восстановления экономики они поставят центр комиссии на второй план, предоставив ему новые возможности заимствования и увязав расходы с бюджетом ЕС на 2021–2027 годы - известным как многолетние финансовые рамки (MFF).

«Мы поняли, что нам нужен объединяющий принцип - и единственный инструмент, которому доверяют, который установил и доказал это MFF», - говорит г-жа фон дер Лайен. «Обсуждаемый в то время фонд восстановления был оспорен - некоторые хотели этого, а другая часть вообще не хотела. И для меня главное беспокойство было то, что у нас еще не было MFF ».

Согласно идеям комиссии, государства-члены предоставят ей гарантии для заимствования сотен миллиардов евро на открытом рынке. Он будет направлять деньги в виде дешевых займов, а также грантов и гарантий для поощрения инвестиций в проекты и компании.

Эти деньги будут вливаться в государства-члены через радикально пересмотренную MFF, но включение фонда восстановления в переговоры по бюджету представляет собой азартную игру, учитывая, что они находятся в безвыходном положении более двух лет.

В то время как южные страны хотят, чтобы как можно больше денег в фонде восстановления было доставлено в виде безвозмездных грантов, северные штаты выступают против выдачи огромных сумм заемных денег без обязательств по их возврату. Со своей стороны, восточные страны, которые зависят от программ регионального развития ЕС, опасаются, что расходы будут перенаправлены на беспокойный юг Европы.

Представитель комиссии, знакомый с переговорами на выходных, говорит, что в «зоне приземления», которая, вероятно, будет предложена комиссией, доля грантов будет больше, чем доля кредитов, учитывая, что недавно согласованный пакет ЕС в 540 млрд. Евро был полностью составлен из кредиты государствам-членам.

Тем временем государства-члены готовятся к сложным дебатам о том, как и когда будет погашен долг. Комиссия планирует обратиться к государствам-членам с просьбой предоставить ей новые источники доходов - так называемые «собственные ресурсы» - чтобы помочь ей обслуживать свои заимствования, например, налог на пластик, но это будет непростой задачей для национальных казначейских обязательств.

В столицах должны будут быть установлены правила, определяющие, как деньги распределяются между государствами-членами, а также условия реформы, связанные с грантами ЕС.

Г-жа фон дер Лайен также должна привлечь Европейский парламент и в последние дни ведет интенсивные переговоры с политическими лидерами. После апрельского саммита она предложила, чтобы она имела в своем распоряжении не менее 1 трлн евро огневой мощи, но на прошлой неделе парламент предупредил ее не использовать «финансовое волшебство и сомнительные множители» для достижения якобы впечатляющей цифры.

Недостаток координации

У г-жи фон дер Лейен было мало времени, чтобы подготовиться к политической задаче, которая сейчас идет. Она неожиданно катапультировалась в председательство в комиссии в прошлом году после того, как в ходе бурных дебатов в ЕС не удалось достичь консенсуса в отношении таких фигур, как праворадикальный лидер Европейского парламента Манфред Вебер, который проводил кампанию за этот пост.

Несколько чиновников и дипломатов заявили, что она столкнулась с проблемами в начале кризиса, потому что у нее был небольшой опыт работы со структурами ЕС, и она была немедленно брошена в чрезвычайную ситуацию, вызванную территориями, контролируемыми государствами-членами, особенно здравоохранением и безопасностью границ.
«Вначале она была очень шаткой, в первую очередь потому, что кризис ударил в тех областях, где комиссия не обладает компетенцией», - говорит один из чиновников.

Г-жа фон дер Лейен принимает практический подход к роли, в отличие от предыдущего президента комиссии Жан-Клода Юнкера, самопровозглашенного делегата. Она председательствует на ежедневных оперативных совещаниях по реакции Брюсселя, в которых участвуют не только политические руководители 

 учреждения, но и государственные служащие, работающие над приоритетными проектами, которые приглашаются для предоставления обновленной информации о прогрессе.

И все же это внимание к деталям пришло вместе с тем, что некоторые критики считают недостаточной политической координацией во главе комиссии и чрезмерной опорой на небольшую группу доверенных советников - некоторые из которых приехали с ней из Берлина - чтобы возглавить 32 000-сильная бюрократия.

«Я думаю, что самая большая проблема заключается в том, что она окружила себя двумя-тремя людьми и не слушает других людей», - говорит один из представителей ЕС.

Национальные дипломаты выражают разочарование по поводу своей неспособности получить доступ к последним документам, в которых излагаются проекты планов комиссий, и к длительному времени ожидания после запросов на информацию - хотя в последние недели заметно активизировался диалог по бюджету.

В последнее время хаклы были подняты решением комиссии активно расследовать утечки внутренних документов, в том числе проекты идей для плана восстановления. Один дипломат ЕС говорит, что это нарушение нарушило нормальный метод работы Брюсселя, в результате чего утечки представляют собой неформальные «консультации» по предложениям с национальными делегациями. Другой описывает это как «охоту на ведьм».

Представитель комиссии на прошлой неделе заявил, что в комиссии, расследующей утечку, «абсолютно ничего особенного» не было. Но другой дипломат утверждает, что расследования указывают на разочарование со стороны г-жи фон дер Лейен в связи с тем, что она не смогла установить более строгий контроль над ее учреждением.

Официальные лица отмечают, что г-жа фон дер Лайен никогда не была премьер-министром, что ставит ее в положение, отличное от г-на Юнкера, который с 1990-х годов сидел за столом саммита ЕС с другими лидерами в качестве премьер-министра Люксембурга. Время от времени она изо всех сил пыталась добиться единого послания от своей команды, в которую входят политические нападающие, включая г-на Джентилони, бывшего премьер-министра Италии, который вместе с французским комиссаром Тьерри Бретоном выдвинул в апреле четкие планы создания специально созданного европейского фонда для выпуска долг.

Результатом стали ошибочные ожидания в отношении того, что будет делать ЕС, и лучшая видимость политических и географических линий разлома, которые проходят через высшие эшелоны комиссии.

Г-жа фон дер Лайен подчеркнула огромный объем работы, которую институт проделал под ее руководством - комиссия приняла более 260 мер в ответ на кризис, в том числе 140 разрешений на национальную государственную помощь, схему выдачи разрешений на медицинский экспорт, руководство по закрытие границ и ослабление правил еврозоны для национальных бюджетов.

Одна из ее флагманских программ, схема ЕС стоимостью 100 млрд. Евро для поддержки краткосрочной работы на национальном уровне, была подписана правительствами в пятницу, всего через месяц после того, как она была предложена.

«Там, где у нас есть прерогатива, мы могли действовать быстрее, чем кто-либо другой», - говорит г-жа фон дер Лайен. Без ранних шагов, таких как приостановление бюджетных правил блока и ослабление требований государственной помощи, добавляет она, «ни одна из стран-членов не была бы в том состоянии, в котором они находятся сегодня. Они отчаянно нуждались в этом, и мы доставили это в рекордно короткие сроки ».

Большие взносы

Однако ее самая большая проблема еще впереди. Президент и комиссар по бюджету Йоханнес Хан планируют подписать планы восстановления 27 мая, после чего основное внимание будет перенесено на президента Европейского совета Чарльза Мишеля и государства-члены, которые должны обсудить бюджет и пакет восстановления, предложенный комиссией.

Ангела Меркель, канцлер Германии, подала сигналы о том, что она готова значительно увеличить вклад Берлина в общий ответ ЕС, что дает некоторым наблюдателям надежду на то, что прорыв возможен. Но если комиссия неправильно оценивает свои предложения и они плохо приземляются в национальных столицах, это отравит землю.

Саммит по MFF в феврале показал, насколько разносторонними являются разногласия между государствами-членами, поскольку переговоры по бюджету прервались без прогресса после ночных переговоров. Красные линии во время этих переговоров, такие как настойчивость северных штатов в сохранении бюджетных скидок, не были стерты.

«Я надеюсь, что все понимают, что нет никаких сомнений в том, чтобы сделать что-то вроде скромного предложения по оформлению витрин», - говорит один высокопоставленный дипломат ЕС. «Это вопрос выживания для внутреннего рынка и европейского проекта».